В следующем году будет определено соотношение минимального размера оплаты труда и средней заработной платы, которую получает большинство людей, работающих в нашей экономике», — объявил президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня. — В 2025 году минимальный размер оплаты труда составит 48 % от средней зарплаты. Это превысит 22 000 рублей в месяц. Это означает рост примерно на 15 %. В дальнейшем, за счет увеличения соотношения со средней зарплатой, к 2030 году минимальный размер оплаты труда будет составлять не менее 35 000 рублей в месяц».
Здесь следует уточнить, что медианная зарплата с точки зрения статистики — это не та зарплата, которую до сих пор получает большинство россиян. Медиана — это средняя цена. Это означает, что ровно половина россиян получает меньше этой суммы, а другая половина — больше. Медианная зарплата по России в целом и по каждому региону рассчитывается РОССТАТом по специальной методике.
В настоящее время около 690 000 россиян получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда. Повышение минимального размера оплаты труда, безусловно, выгодно для работников, занимающих низкооплачиваемые должности в небольших городах.
Однако для государства это не так выгодно. Кроме того, увеличение минимальной зарплаты стимулирует работодателей повышать официальную зарплату. Это означает, что доходы от подоходного налога увеличатся. Напомним, что в начале 2024 года минимальный размер оплаты труда в России был увеличен сразу на 18,5 %: с 16 242 до 19 242 рублей в месяц.
Как бы странно это ни звучало, но повышение минимального размера оплаты труда имеет не только положительный эффект. Работодатели, выплачивающие зарплату папками, могут увеличить официальную часть за счет уменьшения неофициальной. Это означает, что на практике для работника ничего не изменится.
Минимальная зарплата — это минимальная зарплата за полный рабочий день. Некоторые работодатели могут договориться со своими сотрудниками пойти на хитрость и перевести формулу на ставку 0,8, чтобы платить минимальную зарплату, например, 0,8.
Самое тревожное, что расходы на формирование будущей пенсии в основном связаны с минимальным размером оплаты труда. Например, в 2023 году для начисления коэффициента в год требовалась зарплата в 16 000 рублей в месяц, а в 2024 году — уже 18,5 000 рублей. Это означает, что величина коэффициента увеличивается теми же темпами, что и минимальный размер оплаты труда.
Это значит, что если, например, зарплата составляет 40 000 рублей в месяц и не увеличивается, то в 2023 году работник заработал бы коэффициент 2,16, если бы в 2024 году он зарабатывал коэффициент 2,5 в год. В 2025 году (если минимальная зарплата вырастет до 22 000 и произойдет соответствующее увеличение ставки) вы заработаете всего 1,8 балла.
Налоговые доходы продолжают расти
Министр финансов Воронежской области Надежда Сафонова рассказала о параметрах основных финансовых документов региона на следующий год и плановый период. По ее словам, областной бюджет на 2024 год и аналогичные доходы вырастут на 5,8% по сравнению с 2023 годом (увеличение на 7,9 млрд рублей) и достигнут 144,4 млн рублей.
Как и в предыдущие годы, в структуре тех же доходов преобладает налог на прибыль организаций (32,8%, налог на доходы физических лиц) — 31,2%. Все остальные налоговые поступления также имеют положительный потенциал.
— Общий объем источников финансирования областного бюджета в 2024 году предусмотрен в сумме 180 078,9 млн рублей (доходы — 1 68 088,57,3 млн рублей). Часть федеральных трансфертов будет выявлена к окончательному чтению федерального бюджета. Кроме того, в текущем году будет сохранен остаток средств на счете в размере 10 млрд рублей для использования в следующем году. Это те же доходы бюджета, но в текущем году. Таким образом, возможности расходов на 2024 год составляют 18 007 879 млн рублей. Бюджет сбалансирован, отметила Надежда Сафунова.
В рамках региональных государственных программ расходы бюджета составляют 98%. Одной из приоритетных является национальная программа. В следующем году ее реализация обойдется в 19,005 млрд рублей, из которых около 46,8% — средства федерального бюджета. Несмотря на установленные Правительством РФ лимиты софинансирования (2% и 14%), фактическое участие наших регионов превышает 53%.
Еще одним приоритетом является безусловное гарантирование некоторых функций в социальной сфере. Общие расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру, спорт и занятость в следующем году запланированы в размере 358 миллионов долларов США, без учета капитальных вложений, из 93 миллиардов долларов США. Это расходы на поддержание институциональных сетей, меры социальной поддержки и программные мероприятия.
Зарплаты бюджетников вырастут
По словам министра, при разработке бюджета были предусмотрены средства на повышение зарплат «избранным» работникам бюджетной сферы. В 2024 году она увеличится на 9,5 %. Кроме того, на 18 % увеличится минимальный размер оплаты труда. Это составит 19 000 242 рубля. Однако в этом регионе минимальная зарплата будет выше, чем в Федерации, — 20 000 142 рубля.
— Повысить зарплату работникам губернатор Александр Гусев смог по долгу службы, — пояснил министр.
Скорректированы все социально значимые расходы, а размер социальных выплат населению увеличен на ожидаемый уровень инфляции в 7,5 %.
— Особое внимание уделяется мерам поддержки семей с детьми. Она включает 37 различных мер социальной поддержки на общую сумму 876 млн рублей. Значительно увеличились расходы на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан. Надежда Сафонова отмечает, что особое внимание уделяется пациентам с редкими (сиротскими) заболеваниями, на которые прогнозируется выделение еще 270 млн драхм.
Депутаты подробно рассмотрели развитие бюджетных расходов на здравоохранение, образование, культуру, спорт, социальную политику, труд и занятость. Депутаты получили несколько предложений по реализации различных проектов в регионе. Они также высказали мнение о возможности увеличения финансирования культуры и спорта.
Профилактика – в приоритете
Основные параметры бюджетного плана Фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на ближайшие три года депутатам представил директор Фонда Александр Данилов. По его словам, бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2024 год составит более 41,4 миллиарда рублей. При этом из бюджета Федерального фонда планируется получить более 40,3 млрд рублей. Из других регионов в бюджет Территориального фонда ОМС поступит примерно на 979,6 млн больше. Общий объем расходов бюджета Фонда запланирован на уровне 41,4 млрд рублей. Профицит бюджета Фонда ожидается в размере 1,7 млн рублей.
Александр Данилов добавил, что общие расходы на амбулаторную помощь в бюджете Фонда сопоставимы со средствами, выделяемыми на стационарную помощь. Так, в 2024 году объем средств на амбулаторную помощь увеличится более чем на 16% и составит свыше 15,6 млрд рублей.
— В 2024 году будет продолжено финансовое стимулирование по таким направлениям, как устранение кадрового дефицита врачей и медицинских сестер первичного звена, а также мотивационное стимулирование медицинских работников, участвующих в проведении лечебных и иных профилактических мероприятий. Их размер будет определяться правительством области в 2024 году», — сказал директор Регионального фонда ОМС.