Предметы — яркие, болезненные и трудные. Мы воспитываем своих детей без задней мысли и иногда говорим о том, что «они жили хорошо, а мы жили лучше». Ведь, согласитесь, мало кто предупреждает своих детей о том, что люди женятся. В школах рассказывают о том, как «правильно» создавать семью, но не говорят о том, как «правильно» расставаться, чтобы потеря не была такой опустошающей. Это сложно, возможно, даже тяжело. Как бы вы рассказали об этом ребенку? Идея в том, что сказки — это сказки, в них нет фей, волшебства, эльфов или Деда Мороза. Должны ли дети расти с чувством реальности? В конце концов, в реальности люди иногда бывают вместе, а иногда — порознь.
Дети соприкасаются с этой реальностью в разное время и в разных ситуациях. Есть ли в классе хоть один ребенок, выросший только с одним родителем и задающийся вопросом «почему нет отца»? Некоторые узнают о реальности из историй жизни своих друзей. А одному очень «не повезло»… И он на собственном опыте переживает развод родителей. Когда ребенок посвящал его в энтузиазм, что с его семьей такого никогда не случится, а когда это произошло, он испытал настоящий шок. Кажется, что земля уходит из-под ног, и он чувствует, что нет ничего, что могло бы его поддержать. Смятение, уязвимость, тревога, тоска, чувство вины, гнев, отступление и печаль. — Это эмоции, которые испытывают дети. Ошибка родителей в том, что они погружены в болезненный процесс развода; они не защищают, не доверяют и не находят силы; они не видят и не понимают переживаний ребенка. Однако ребенку приходится жить с этими чувствами и реагировать на них!
За последние два года в моем офисе заметно увеличилось количество детей, чьи родители развелись или разводятся. В большинстве случаев мамы обращаются ко мне за психологической помощью со своими детьми, прошедшими через развод. Эти дети в первую очередь нуждаются в ответной эмоциональной и психологической поддержке. Однако проект всегда требует активного участия родителей. Я всегда информирую родителей о том, о чем пишу ниже. Итак, что же важно? И как они могут помочь своим детям?
Раны, нанесенные детям разведенными родителями, всегда глубоки, но со временем затягиваются. Когда в семьи приходят такие испытания, важно понять, что происходит с детьми, какова динамика их переживаний и помочь им преодолеть потерю. Да, потеря происходит потому, что дети переживают развод как потерю семьи. Для детей это потеря привычного «окружения» и может показаться серьезным стихийным бедствием.
Дети переживают развод в разном возрасте: считается, что к 2-3 годам дети переносят развод без особых психологических потерь, но к 4-6-7 годам они часто переживают развод как тяжелую психологическую травму. В этом возрасте дети могут винить себя в разводе родителей и делать неверные выводы о якобы «злой воле», которая стала причиной развода. В возрасте от 6-7 до 10-11 лет дети часто реагируют на развод гневом и повышенной агрессивностью. Может возникнуть чувство «брошенности», чувство крайнего разочарования. Дети в возрасте 12 лет и старше реагируют на развод по-другому. В этом возрасте состояние развода не так болезненно, как у детей младшего возраста, поскольку основное внимание в жизни детей уделяется взаимоотношениям со сверстниками. Однако развод у родителей, чьи дети переживают подростковый возраст, также может усиливать реакцию на подростковый кризис.
Как меняется поведение ребенка? Каждый опыт, реакция и способ адаптации к новому жизненному состоянию индивидуальны. Ребенок может быть предупредителен, плаксив или раздражителен. Его поведение может ухудшиться, а успеваемость — снизиться. Некоторые дети испытывают сильный негативизм. У детей могут возникать психосоматические заболевания: чаще дерматиты, аллергии. Некоторые дети склонны к депрессии: чаще дерматит, аллергия. Но, конечно, есть дети, которые легче других переносят развод и не имеют ни одного из вышеперечисленных симптомов. На мой взгляд, самое опасное — это когда ребенок не проявляет никаких эмоций. Это означает, что он испытывает ощущение запертости в себе, а это чревато опасными последствиями для детской души. Очень важно помочь ребенку отреагировать свои эмоции. Это можно сделать, если он понимает эмоции ребенка, или с помощью опытного психолога.
Как объяснить это детям? Как уже говорилось, дети не готовы к тому, что семьи могут распадаться. Поэтому можно начать разговор сначала с ребенком и рассказать ему, что взрослые могут не соглашаться друг с другом по важным вопросам и поэтому не смогут жить вместе. Следует подчеркнуть, что это взрослые вопросы и проблемы между взрослыми, но по отношению к ребенку они не меняют родительских чувств — они по-прежнему любят его. «Он вырастет и все поймет самостоятельно» — это неправильная позиция. Детям нужна информация, но достаточная для их возраста и восприятия. Например, когда один из родителей внезапно исчезает, это не создает у ребенка состояние неопределенности. Чем больше неопределенности, тем сильнее стресс для ребенка. Детям нужно честно сказать, что один из их родителей живет в другом месте, но они могут с ним общаться. Очень важно дать детям точку опоры. Это несомненно. Ребенок должен иметь четкое представление о том, каким будет его будущее. Разумеется, все обещания, данные ребенку, должны быть выполнены. Это означает, что между разведенными родителями должны быть последствия. Важно договориться о наилучших интересах детей. Именно это подразумевается под родительской заботой. К сожалению, неумение родителей договориться друг с другом, способствует тому, что детские эмоциональные, затяжные, психологические и психические проблемы усугубляются взаимными унижениями и настойчивостью.
Родителям представляется целесообразным проанализировать, что происходит с их детьми, которые расходятся. В основе этого лежит модель Кюблера-Росса, которая выделяет пять неизбежных стадий: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Стадия отрицания. Ребенок отрицает происходящее и пытается сделать вид, что ничего особенного не происходит. Это психологический механизм защиты, который помогает избежать ощущения невыносимой боли. Фаза гнева. Ребенок злится на родителей, ситуацию и жизнь. В противном случае он больше злится на родителя, который ушел из семьи («бросил»), на родителя, который, по мнению ребенка, «бросил» семью или «разрушил» ее. Ребенок обвиняет родителей. Кроме того, сила гнева и его направленность зависят от того, к кому ребенок более эмоционально привязан. Если ребенок остается с более эмоционально привязанным родителем, гнев может быть слабее. Гнев может проявляться и в отношениях со сверстниками, так как в это время их трудно контролировать. Фаза переговоров. На этом этапе дети могут попытаться «воссоединить» свои семьи. Это могут быть попытки привести домой родителей, которые ушли из семьи, воссоединить семью и попытаться заболеть в надежде, что это поможет поговорить с родителями о том, «что они сказали бы, чтобы жить вместе». Это также может быть попытка ребенка быть «всегда хорошим» в надежде, что родители снова воссоединятся и «теперь всегда будут хорошими». Возможно также манипулирование. Стадия депрессии. Предыдущие действия не привели к желаемым изменениям