Первое, о чем стоит упомянуть, это то, что иммунитет судьи на вынесение решения не является абсолютным — он может быть отменен судом. Второе важное знание заключается в том, что жалоба на судью имеет значение только в том случае, если был нарушен процессуальный порядок судопроизводства и его основные принципы. В противном случае, если участник процесса не удовлетворен решением судьи, существует апелляция, кассация или надзорная инстанция.
Процесс обжалования и само рассмотрение гарантируются соответствующими судебными регламентами, инструкциями и законодательством о судьях.
Также в ходе рассмотрения обращения гражданина не может идти речи о расширенных полномочиях председателя суда. На практике многие граждане получают ответ следующего содержания. «Председатель не имеет права оказывать давление на судей… . В общем-то, это и есть ответ. Каждое обращение должно рассматриваться по существу, а ответ должен содержать объяснение и быть аргументированным. Иными словами, если он содержит фразу «обстоятельства дела изучены, нарушений в поведении судьи не установлено», то вряд ли это можно объяснить как умозаключение.
Что может сделать Председатель суда?
Нарушение установленных процессуальных норм, принципов судопроизводства и кодекса поведения судьи может повлечь наложение дисциплинарного взыскания. Что касается сиюминутных преимуществ для участников дела, то это рассуждения судьи. Возможно, другой судья более трепетно относится к процессу и аргументам сторон. Доказательство процессуальных нарушений — это повод для принятия решения и пересмотра дела. Поэтому очень важно подавать жалобу во время процесса — это стратегически правильно. После суда имеет смысл подавать жалобу, если предлагается апелляция.
Отдельно о наказании судьи
Ответственность и наказание судей определяется законом об их статусе (ФЗ № 31332-1 от 26. 06. 1992 г.), и в соответствии с нормами этого закона к виновным судьям могут быть применены следующие санкции
Наказание судьи может быть определено только в течение шести месяцев с момента расследования жалобы. Максимальный срок наказания не может превышать двух лет.
Ситуации, когда жалоба целесообразна
Поскольку многие нормы права не всегда понятны обывателю, при изложении ситуации необходимо учитывать целесообразность миссии жалобы. Так, жалоба председателю суда на поведение судьи может быть подана в следующих случаях, которые представлены ниже
Этот перечень обстоятельств нельзя назвать исчерпывающим в силу того, что на каждой стадии процесса действуют свои требования. Иными словами, нарушение может иметь специфический характер.
К вопросу о сроках
Здесь необходимо рассмотреть два срока — подачи заявления и рассмотрения. Стоит сразу оговориться, что нет конкретной нормы, которая бы гласила, что заявление можно подать в этот срок и что оно должно быть рассмотрено в этот срок. Конечно, эта формулировка несколько упрощена и далека от сухого юридического лозунга, но для обывателя она понятна.
Таким образом, что касается срока подачи апелляции, то он становится значимым и существенным только в ходе судебного разбирательства. Иными словами, если нарушение произошло в день проведения конференции, то апелляция должна быть подана в лучшем случае.
Давайте рассмотрим конкретный пример.
Именно в этот момент возникают тонкие нюансы расследования подобных обращений. Гражданский процессуальный кодекс указывает на пятидневный срок (ст. 61). Очень часто суды ссылаются на 59-ФЗ. В нем говорится о 30 днях на расследование обращения. Последнее является незаконным и не распространяется на частные обращения к судье. Кроме того, они часто прибегают к таким уловкам, как регистрация последующей апелляции. Это приводит к тому, что заявители получают ответы на «запоздалые» обращения.
На что жаловаться
Судебные споры — это отрасль, полностью основанная на труде людей. Здесь нет процедур, порученных машинам или компьютерным технологиям. Там, где работает человек, нельзя исключать человеческий фактор. Судьи — очень профессиональные юристы-практики, но они могут ошибаться при вынесении решений и определений, давать голос участникам процесса и иным образом проявлять к ним неуважение. Разумеется, такие проступки не должны оставаться безнаказанными.
Все вопросы, связанные с судебным разбирательством, должны быть нарушены в соответствии с процедурами, установленными процессуальным законодательством. Это означает подачу частной жалобы, апелляции или кассации в вышестоящий суд. Если вопрос напрямую связан с поведением должностного лица в суде, то жалоба может быть подана председателю суда.
Председатель, как номинальный начальник, рассматривает обращение, выслушивает протокол судебного заседания и выносит соответствующее решение. Сам председатель не может применить к судье карательные санкции, но имеет возможность передать рекомендации в местный коллегиальный орган. Этот орган судебной власти уполномочен рассматривать все вопросы, касающиеся судейского корпуса отдельных субъектов федерации, в том числе оформлять вопросы лишения судейских полномочий.
Инструкция по составлению жалобы
Прежде чем приступить к руководству председателем суда по вопросам поведения судьи, необходимо выяснить точное название судебного органа, его адрес и имя самого председателя. Эту информацию можно получить по телефону или в приемной на официальном сайте суда.
Поэтому в правом верхнем углу листа бумаги отметьте, кому подаются официальные документы. Укажите информацию о суде и председателе. Для себя запишите имя, фамилию, порядок, номер и прописку паспорта. Обязательно оставьте средство обратной связи. Поэтому разрешается использовать номера мобильных телефонов или адреса электронной почты. Мобильные телефоны выглядят более предпочтительными, поскольку позволяют сотрудникам гарантировать контакт с заявителем в любое время и без задержек.
В рамках этого документа мы начинаем объяснять суть проблемы и причины обращения. Участники судебного процесса, от истцов до свидетелей, заявляют о своих претензиях к судье. Заявление о том, что вы заметили в поведении судьи нарушение положений Кодекса судейской этики. Объясните, в чем именно заключаются нарушения и какого рода они были.
Следующий шаг — обратиться непосредственно к председателю и попросить его принять вашу жалобу, провести внутреннюю проверку судьи и передать дело региональному судье, если будут обнаружены нарушения. Как только президент примет решение, вас, как заявителя, уведомят об этом по почте или по телефону.
В худшем случае судья лишается должности и уходит в отставку, но в большинстве случаев совокупность квалификаций ограничивается менее серьезными санкциями, если дело доходит до этого. Так, судья может быть переведен в другой, менее важный суд, из местного суда в региональный.